Сейчас:
-2
переменная облачность
Завтра:
0
сильная облачность

экстренные службы

112

Категории

История 5 Исторические районы Гатчины 11 Легенды Гатчины 5 Знаменитые люди Гатчины 5 Утраченная Гатчина 3 Достопримечательности 21 Все категории

Знаете ли вы, что:

в марте 1881 года на берегу Серебряного озера в Дворцовом парке прошел показ подводной лодки Джевецкого – первой подводной лодки пущенной в серийное производство.

Чесменская галерея Гатчинского дворца

Внутренние перестройки дворца, начатые в середине 1790-х годов, коснулись лишь немногих помещений. Самыми значительными из них были работы по созданию большой Мраморной столовой и по переделке помещений в Церковном полуциркуле, ближайшем к Кухонному каре.

Здесь была устроена Новая галерея, называвшаяся также Золотой и Галереей к церкви, а с XIX века - Чесменской. На
месте Чесменской галереи и Овальной комнаты при Орлове были семь небольших комнат, тех же размеров, что и комнаты, находившиеся в левом дугообразном крыле, позади Греческой галереи. Все эти помещения были обращены окнами в сторону парка. Из комнаты, ближайшей к парадной лестнице, в нижний этаж вела винтовая лестница.

Свое название галерея получила от трех больших картин, вделанных в ее стены. Они изображали эпизоды Чесменского боя и были повторением картин Филиппа Гаккерта, украшавших Пикетный зал Большого Петергофского дворца.

Чесменская галерея принадлежала к числу лучших созданий Бренны, сумевшего в этом узком изогнутом помещении развернуть торжественную декорацию. Пилястры, членящие стены галереи, Бренна украсил медальонами и лепными ликторскими связками с секирами - символами неограниченной власти и устрашения. По сторонам двери он поместил эффектные лепные композиции из древнеримских доспехов и оружия. В центральной неглубокой нише - камин красного мрамора с бронзовыми фигурами; раму зеркала над камином увенчивал орел, раскинувший над ней свои золоченые крылья. В галерее иногда ставили трон Павла.

Над закругленной частью галереи, ближайшей к центральному корпусу дворца, были сооружены хоры, огражденные балюстрадой. Они предназначались для музыкантов и певчих.

Из двух дверей, расположенных симметрично на закругленной, полуциркульной стене галереи, одна была фальшивой, другая вела в небольшое узкое помещение - проход на площадку парадной лестницы в центральном корпусе дворца.

 Овальная комната

Общее композиционное решение и мотивы декоративного оформления Овальной комнаты были характерны для творчества ее автора - Бренны. В созданных помещениях Бренна добивался неповторимости и своеобразия, облик каждого должен был если не затмевать другие, то, во всяком случае, быть им равноценным. Отсюда многообразие в единстве, несходство, вместо тождества, в мотивах декоративного оформления смежных помещений - Чесменской галереи и ее аванзала. Одно из них должно было напоминать о триумфе русского оружия, быть своего рода пантеоном русской военной славы. Тематика росписи другого была, напротив, совершенно чужда пафосу войны и воинских подвигов. Здесь по своду были написаны орнаменты, медальоны и гирлянды цветов, полотнища дверей украшены резными из дерева корзинами цветов, а живописные панно в стенных нишах изображали фантастические и прекрасные сады с террасами, арками, фонтанами и лестницами среди кипарисов и пиний. Автором росписей был Д. Б. Скотти.

Золото в Овальной комнате было всюду. Оно умело подчеркивало орнаментацию потолков и стен, рельефы каминов, поблескивало на сандриках и створах дверей.

Стены Овальной были не каменными, а деревянными, оштукатуренными. Пожар в 1944 году уничтожил их, вместе с росписью и всеми деталями декоративной отделки.

Проходная

Проходная - небольшое помещение между Аванзалом и Белым залом. Перекрытие его в своей центральной части имело заглубление - своеобразный купол. Его поверхность, расчлененную тягами, украшала легкая и изящная лепка, относившаяся ко времени, когда работы по внутренней отделке дворца велись еще Ринальди.

В том же помещении находился вделанный в стену овальный мраморный барельеф - портрет строителя Гатчинского дворца Антонио Ринальди работы Ф. И. Шубина.

Барельеф не был вывезен из дворца в 1941 году, но не пострадал от пожара в 1944 году. Огонь не проник в небольшое помещение, отделенное от других каменными стенами. В послевоенные годы барельеф нашел себе временное пристанище в другом построенном Ринальди здании - Китайском дворце в Ораниенбауме.

Белый зал

Созданный Ринальди в центре бельэтажа главного корпуса Белый зал был самым значительным по размерам и по своей художественной ценности из парадных помещений дворца.

Белый, прохладный - лучи летнего солнца не проникали в него - зал привлекал грациозностью и изысканностью лепного убранства стен и плафона, как бы отражавшихся в огромном зеркале паркета. Пять высоких остекленных дверей с полуциркульными фрамугами вели из Белого зала на широкий балкон, откуда открывался вид на парадный двор перед дворцом.

Для лепных мастеров, трудившихся над отделкой зала, были характерны виртуозная техника и свободное владение формой. Имена их неизвестны, но можно не сомневаться в том, что некоторые из них работали с Ринальди в Ораниенбауме и в Мраморном дворце.

Полотнища дверей Белого зала были изготовлены столь же мастерски и в том же характере мозаики из ценных пород дерева, образцы которой сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Их украшали бронзовые золоченые венки тонкой ювелирной чеканки.

Наличники дверей, выполненные из красноватого искусственного мрамора, завершались по-барочному пышными скульптурными композициями. Сюжеты наддверников - лев, лежащий на густых, тяжелых от спелости колосьях, на одном, и два огромных омара среди цветов и плодов на другом - имели, возможно, не только декоративное, но и аллегорическое значение. Было высказано предположение о том, что эти изображения символизировали знаки зодиака - месяцы июль и август.

Рельефы связывало между собой единство темы. Их сюжетами послужили эпизоды Троянской войны. На одном, работы Маркиори, была изображена сцена похищения Елены Парисом, на другом - гибель Трои и бегство Энея с семьей из горящего города.

Были в Белом зале и подлинные античные скульптуры, размещенные Бренной. Головы Антиноя и Каракаллы стояли на постаментах по сторонам двери в Аванзал. В стену над камином был вделан римский рельеф «Жертвоприношение императора Веспасиана». Рядом с ним находился другой античный рельеф, изображавший путника с посохом или пастуха.

Две статуи, стоявшие у окон зала, - «Нимфа» и «Аполлон» - принадлежали к числу скульптур, созданных с немалым археологическим чутьем и тактом римскими мастерами из обломков античных статуй. Много подобных вещей изготовлялось во второй половине XVIII века. Самым умелым среди мастеров-реставраторов считался тогда скульптор, друг Винкельмана, Бартоломее Каваченни. Его резцу принадлежали в Белом зале копии с античных бюстов Гомера и Сократа. Они стояли по сторонам двери из Белого зала в Тронную Павла I.

Не меньшей известностью, чем Каваченни, пользовался реставратор античных скульптур Иоахим Фальчиони. Его именем была помечена находившаяся в Белом зале статуя «Философ», датированная 1768 годом.

В другом конце Белого зала помещалась скульптура французского мастера Э. М. Фальконе «Зима», переданная в 1932 году из Гатчинского дворца в Эрмитаж. Эту, одну из своих лучших работ Фальконе начал во Франции и закончил лишь через пять лет после приезда в Россию - в 1771 году.

В годы, когда в Царском Селе работали Чарльз Камерон и Д. Кваренги, «Зима» находилась в Царскосельском Гроте, превращенном в своеобразный музей скульптуры. В 1796 году по распоряжению Павла ее доставили в Гатчину и установили в Белом зале. О ней вскоре забыли, и предпринимавшиеся историками попытки разыскать ее не увенчались успехом. Обнаружение «Зимы» в Гатчинском дворце в 1910-х годах явилось полной неожиданностью и вызвало сенсацию в русских и зарубежных художественных кругах.

Среди мраморных рельефов, вделанных в стены зала, привлекало внимание скульптурное панно, вышедшее из мастерской братьев Дюкенуа - прославленных фламандских скульпторов, живших и работавших в первой половине XVII века, главным образом в Риме. Пухлые, оживленные детские фигурки рубенсовского типа стали специальностью мастерской Дюкенуа.

В зале были еще две скульптуры - фигуры египтян из черного мрамора работы неизвестного мастера XVIII века. Они эффектно рисовались на фоне белой стены зала.

В композиционном замысле Белого зала не было частностей, не имевших значения для его восприятия. Большую роль в художественном эффекте отделки зала играл великолепный паркет, исполненный по рисунку Ринальди. Для основного фона паркета Белого зала было использовано красное дерево, для стилизованных орнаментальных вставок - венков в центре паркета, растительных побегов и узоров - применены палисандр, орех, а также русский и швейцарский клен, табачное, розовое и грушевое дерево. В 1887 году паркет был снят и заменен новым, по старому рисунку и из тех же пород дерева.




Восстановление пароля

Войти на портал

Забыли пароль?

Регистрация на портале

Лицо


Пол

Обратная связь