Сейчас:
-2
переменная облачность
Завтра:
0
сильная облачность

экстренные службы

112

Категории

История 5 Исторические районы Гатчины 11 Легенды Гатчины 5 Знаменитые люди Гатчины 5 Утраченная Гатчина 3 Достопримечательности 21 Все категории

Знаете ли вы, что:

6 февраля 1944 года в Гатчине была открыта прямая телефонная связь с Ленинградом. Телефонные аппараты стояли: в горкоме, райкоме и исполкомах городского и районного советов.

Мраморная столовая Гатчинского дворца

Мраморная столовая открывает группу парадных помещений в бельэтаже главного корпуса дворца, обращенных окнами в сторону парка.

Одно из самых эффектных помещении дворца, столовая создана на месте двух комнат старого Орловского дворца. Для этого была разобрана разделявшая их капитальная стена.

Не все ясно в истории создания этого помещения. В опубликованном в 1797 году Б. Кампенгаузеном описании Гатчинского дворца упоминается «новый мраморный зал с колоннадою из итальянского мрамора». Работами по его созданию руководил Бренна, но мы здесь сталкиваемся с вопросом, остающимся неясным, - о возможности участия в них престарелого В. И. Баженова. Сопоставление Мраморной столовой Гатчинского дворца с интерьерами Кремлевского дворца, известными нам по сохранившейся деревянной модели, исполненной под наблюдением В. И. Баженова, говорит о далеко идущем и, по-видимому, не случайном сходстве.


Как и в модели Кремлевского дворца, в Мраморной столовой применен коринфский ордер, колонны каннелированы и поставлены на невысокие пьедесталы. Поверхность вертикальных граней пьедесталов гладкая, ничем не обработанная. Характерна и очень небольшая высота квадратных плинтов под базами, и то, что плинты очень незначительно отступают от внешних граней пьедесталов. Отсутствуют в модели Кремлевского дворца лишь полувалики в каннелюрах, имеющиеся на колоннах Мраморной столовой.

В потолок Мраморной столовой были вделаны два живописных плафона. Один из них - «Аполлон и музы» был исполнен русским мастером Гаврилою Лоховым, получившим звание художника в Академии художеств в 1786 году. Другой - «Вакх и Ариадна» принадлежал кисти неизвестного итальянского мастера XVIII века. Композиция плафона подчеркнута геометрическим рисунком паркета, выполненного из ценных пород дерева.

Превосходные по рисунку двери наборной работы с ленными сандриками и скульптурными панно над ними, декоративная лепка на стенах зала, камин белого мрамора, украшенный бронзовым барельефом с белым фарфоровым медальоном в центре - портретом Павла, - придавали интерьеру законченный и целостный облик.

Часть зала, предназначенная для буфетной, отделялась балюстрадой с вазами и светильниками в виде ваз. Позади балюстрады, по продольной оси зала, стояла на высоком постаменте статуя Эрота, натягивающего лук, - копня античной скульптуры Лисиппа.декоративная лепка на стенах зала, камин белого мрамора, украшенный бронзовым барельефом с белым фарфоровым медальоном в центре - портретом Павла, - придавали интерьеру законченный и целостный облик.

Паркет Мраморной столовой отличался от паркетов Ринальди некоторой сухостью и геометричностью рисунка, но гармонировал с архитектурой зала, с ее строгими классическими формами.

Мраморная столовая сильно пострадала в  годы Великой Отечественной войны: рухнули перекрытия, обгорели деревянные детали, из-за пожара мрамор уникальных колонн обсыпался под малейшем прикосновении. Понадобилось почти 13 лет кропотливого труда, прежде чем посетители смогли снова увидеть этот эффектный, «мраморный зал», открывающий северную анфиладу парадных помещений
.




Восстановление пароля

Войти на портал

Забыли пароль?

Регистрация на портале

Лицо


Пол

Обратная связь